30 ЛЕТ АДЕКВАТНОЙ СТОИМОСТИ НА ВСЕ УСЛУГИ
ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ!
Лицензия на эксплуатацию ОПО
ЛИЦЕНЗИЯ НА ЭКСПЛУАТАЦИЮ ВЗРЫВОПОЖАРООПАСНЫХ И ХИМИЧЕСКИ ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ I, II, III КЛАССОВ ОПАСНОСТИ
Что нужно знать о лицензировании эксплуатации опасного производственного объекта?
Лицензирование опасных производственных объектов регламентируется постановлением Правительства РФ от 12 октября 2020 г. № 1661 «Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности». Постановление вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.
Лицензию обязаны получать все организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I, II, III классов опасности. Перечень выполняемых работ на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах I, II и III классов опасности указан в Приложении № 1 к постановлению Правительства РФ от 12 октября 2020 г. № 1661.
Организации, эксплуатирующие объекты, подлежащие декларированию в соответствии со статьей 14 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (I и II классов опасности), подают пакет документов в центральный аппарат Ростехнадзора. Организации, эксплуатирующие объекты III класса опасности, в том числе организации с иностранными инвестициями, подают документы в территориальный орган Ростехнадзора по месту государственной регистрации в ЕГРЮЛ (ЕГРИП).
Срок предоставления лицензии составляет 13 рабочих дней. В этот же срок осуществляется внесение изменений в реестр лицензии, связанных с внесением изменений в адрес/адреса осуществления лицензируемого вида деятельности (добавление, изменение, исключение), а также изменений в выполняемые работы, составляющие лицензируемый вид деятельности.
Результатом государственной услуги по лицензированию является уведомление Ростехнадзора о выдаче лицензии с присвоением регистрационного номера в реестре лицензий. Сведения о выданной лицензии можно посмотреть в реестре на сайте Ростехнадзора.
В какой срок после регистрации ОПО нужно получить лицензию?
Для опасного производственного объекта с момента регистрации опасного производственного объекта до лицензирования должно пройти не более 4 месяцев. Если свыше этого срока, то существуют индикаторы риска, по которым Ростехнадзор осуществляет надзорные мероприятия. В соответствии с пунктом 3 приказа № 397 от 23 ноября 2021 года отсутствие в реестре лицензий сведений о лицензии юридического лица на эксплуатацию ОПО в течение 4 месяцев с даты регистрации опасного производственного объекта может стать предметом профилактического визита инспектора Ростехнадзора или направлением предостережения о недопущении нарушения обязательных требований промышленной безопасности. В случае невыполнения которого может последовать штраф от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (ст.9.1 КоАП РФ).
Кто осуществляет лицензирование эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности?
Лицензирование взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору - (Ростехнадзор).
Каким требованиям должна соответствовать организация, деятельность которой подлежит лицензированию?
В соответствии с п.4 постановления Правительства РФ от 12 октября 2020 г. № 1661 «Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности» лицензионными требованиями к соискателю лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности являются:
а наличие на праве собственности или ином законном основании по месту осуществления лицензируемого вида деятельности земельных участков и (или) зданий, строений, сооружений, на которых (в которых) размещаются объекты, а также технических устройств, планируемых для применения на объектах;
б наличие документов, подтверждающих ввод объектов в эксплуатацию, или положительных заключений экспертизы промышленной безопасности на технические устройства, планируемые для применения на объектах, а также на здания и сооружения на объектах (далее - положительные заключения экспертизы промышленной безопасности), внесенных в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности, в соответствии со статьями 6, 7 и 13 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
в соответствие технических устройств, планируемых для применения на объектах, обязательным требованиям технических регламентов, федеральных норм и правил в области промышленной безопасности или до их вступления в силу требованиям промышленной безопасности, установленным нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, предусмотренными статьей 49 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона "О техническом регулировании", в соответствии со статьей 7 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и статьей 46 Федерального закона "О техническом регулировании";
г наличие деклараций промышленной безопасности в случаях, предусмотренных абзацем первым пункта 2 статьи 14 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
д создание системы управления промышленной безопасностью в случаях, предусмотренных статьей 11 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
е наличие положений о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на объектах в соответствии со статьей 11 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
ж наличие соответствующих установленным требованиям приборов и систем контроля, управления, сигнализации, оповещения и противоаварийной автоматической защиты технологических процессов на объектах в случаях, если обязательность наличия таких приборов и систем предусмотрена федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности или до их вступления в силу требованиями промышленной безопасности, установленными нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, предусмотренными статьей 49 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона "О техническом регулировании", в соответствии со статьей 9 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
з наличие планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на объектах в соответствии со статьей 10 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
и наличие договоров об обслуживании, заключенных с профессиональными аварийно-спасательными службами или формированиями, или организация собственных профессиональных аварийно-спасательных служб в соответствии со статьей 10 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
к наличие создаваемых в соответствии с законодательством Российской Федерации резервов финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии со статьей 10 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
л прохождение подготовки и аттестации в области промышленной безопасности работников, в том числе руководителей организаций (обособленных подразделений организаций) соискателей лицензии, осуществляющих деятельность на объектах, в соответствии со статьями 9 и 14.1 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
м наличие в соответствии с федеральными законами "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" договоров обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на объекте.
Необходимыми и обязательными услугами для предоставления государственной услуги по лицензированию являются:
1 экспертиза промышленной безопасности технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, в случаях, установленных статьей 7 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
2 экспертиза промышленной безопасности зданий и сооружений, предназначенных для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий;
3 аттестация в области промышленной безопасности работников, в том числе руководителей организаций, осуществляющих деятельность на объектах, в соответствии со статьями Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Как происходит процесс лицензирования?
Процесс получения лицензии на опасный производственный объект состоит из сбора, формирования пакета документов и его подачу в Ростехнадзор. Заявительные документы представляются в лицензирующий орган непосредственно или направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Можно направить заявительные документы в форме электронного документа через ЕПГУ, подписанного простой электронной подписью или усиленной квалифицированной электронной подписью.
Направленные документы проходят документарную проверку, по результатам которой либо назначается выездная проверка (если документы соответствуют требованиям), либо заявителю направляется письмо об устранении замечаний (дозапрос уточняющих, недостающих документов), либо направляется отказ в предоставлении лицензии (если документы не соответствуют требованиям). Предоставить уточняющие документы в Ростехнадзор необходимо в 30 дневный срок. В случае если по результатам документарной проверки соискатель лицензии соответствует лицензионным требованиям ему не менее чем за один рабочий день направляется уведомление о выездной проверке по указанным адресам мест осуществления лицензируемого вида деятельности. По результатам выездной проверки составляется акт проверки органом государственного контроля (надзора). В случае соответствия соискателя лицензионным требованиям составляется положительный акт и принимается решение о выдаче лицензии. Если по результатам выездной проверки выявлены нарушения лицензионных требований составляется отрицательный акт проверки, принимается решение об отказе в выдаче лицензии и документы возвращаются заявителю. После устранения выявленных нарушений документы необходимо подать повторно.
Подробно состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения изложены в разделе III «Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по лицензированию эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности», утвержденного приказом Ростехнадзора от 25 ноября 2020 г. № 454.
Какие лицензии подлежат переоформлению?
В соответствии с пунктом 4 статьи 9 Федерального закона №99-ФЗ все лицензии действуют бессрочно. В ранее выданных лицензиях вид деятельности был указан «Деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов». С 1 июля 2013 г. в связи с внесением изменений в наименования лицензируемого вида деятельности лицензии стали именоваться «Деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности». Нужно в этом случае переоформлять лицензию? Нормативным правовым актом (часть 5 статьи 10 Федерального закона № 22-ФЗ), вносящим изменения в наименование видов деятельность, необходимость переоформления таких лицензий не определена. Лицензии со «старым наименованием» подлежит переоформлению только при наличии других оснований, предусмотренных частью 1 статьи 18 Федерального закона №99-ФЗ.
Лицензии подлежат переоформлению в связи с:
- изменением (добавление, исключение) перечня работ в составе лицензируемого вида деятельности;
- изменением (добавление, исключение) адреса осуществления лицензируемого вида деятельности.
Получение (переоформление) лицензии - самый сложный из всех вопросов, касающихся эксплуатации опасного производственного объекта, который включает в себя массу нюансов и деталей, о которых в дальнейшем зависит успешное решение вопроса. На счету наших специалистов несколько десятков оформленных и переоформленных лицензий, в том числе на сложные и уникальные объекты, которые требовали грамотного анализа сотен документов.
Срок подготовки пакета документов для подачи на лицензию - от 14 рабочих дней!
Перечень документов для оформления лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов:
- Свидетельство о регистрации опасного производственного объекта;
- Сведения, характеризующие ОПО;
- карты учета (при наличии);
- Страховые полисы владельца ОПО;
- Документы о правах владения на землю, здания, сооружения в (на) которых находятся ОПО;
- Документы, подтверждающие ввод опасных производственных объектов в эксплуатацию;
- Заключения экспертизы промышленной безопасности и уведомлений Ростехнадзора о внесении в Реестр ЭПБ заключений на технические устройства, здания и сооружения;
- Положение о порядке проведения технического расследования причин инцидентов на ОПО;
- Положение по организации и осуществлению производственного контроля на ОПО;
- Разрешения на применение технических устройств на опасных производственных объектах, сертификаты соответствия, декларации соответствия требованиям технических регламентов;
- Протоколы об аттестации руководителя (заместителя руководителя) в Ростехнадзоре;
- План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте;
- Договор на обслуживание объекта с профессиональными аварийно-спасательными службами;
- Проектная документация на строительство ОПО;
- Оригинал имеющейся лицензии (при наличии);
Документы, регламентирующие получение лицензии:
1 Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 N 99-ФЗ;
3 Постановление Правительства РФ от 12 октября 2020 г. № 1661 «Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности»;
4 Приказ Ростехнадзора от 25 ноября 2020 г. № 454 "Об утверждении «Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по лицензированию эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности».